Магазин на eBay — первый бизнес Марии Щегловой. Четыре года назад ее отец, бросив рыбалку, решил распродать большую коллекцию редких приманок на eBay. Часть коллекции он когда-то покупал там же, имел хороший рейтинг покупателя и был знаком с общими принципами работы площадки. Продавали с помощью аукционов: многие модели из коллекции отца к тому времени уже сняли с производства, и покупатели охотно делали ставки, чтобы заполучить редкий лот. К тому же, поясняет Мария, все приманки были очень качественные — такими можно пользоваться долго, и то, что они не новые, покупателей не смущало. «Люди начали активно покупать подержанные приманки, и когда мы распродали всю коллекцию отца, то поняли, что нужно продолжать: решили покупать новые приманки в России и продавать их за границу», — вспоминает она.
У новых приманок другое конкурентное преимущество: это более ходовой товар, конкуренция высокая, но благодаря курсу доллара к рублю Марии удается ставить цены немного ниже, чем у конкурентов. Поэтому теперь в качестве основного формата сделок Мария выбрала продажу по фиксированной цене (buy it now). И снова не прогадала: товар пользуется спросом в США, Австралии, Израиле и европейских странах.
Главная проблема для Щегловой — языковой барьер: регистрироваться, выкладывать товары, общаться с техподдержкой и покупателями на старте пришлось с помощью онлайн-переводчика. Со временем стало проще: сейчас пользователям eBay доступна русскоязычная поддержка, а за крупными продавцами закреплены личные менеджеры.
Развитие магазина на eBay постепенно превратилось в основную работу: Мария самостоятельно размещает товары на площадке, общается с покупателями и каждый день отправляет по почте 15–20 посылок.
Работа российской почты, по ее мнению, за последнее время заметно улучшилась: «Пару лет назад посылки часто пропадали перед выездом из России, приходилось возвращать деньги покупателям, писать заявления о розыске посылок и ждать возмещения по несколько месяцев. Сейчас с почтой такого почти не случается».
Зато вредных покупателей меньше не становится, сокрушается Мария. Бывает, оставляют магазину негативные отзывы без причины или отказываются закрывать «диспут» (так на eBay называется процесс разрешения спора между покупателем и продавцом; чтобы конфликт считался решенным, обе стороны должны закрыть диспут) даже после возврата денег. Такие ситуации, по словам продавца, легко решаются с помощью службы поддержки. За четыре года было всякое, но больше всего Марии запомнилась такая детективная история. «Покупатель пытался доказать, что ему пришла уже покусанная приманка, хотя мы сейчас торгуем только новыми. Мы попросили прислать фото приманки на фоне упаковки. Покупатель утверждал, что упаковку уже выбросил, но на фотографии, которую он прикрепил, на заднем сидении автомобиля была видна наша упаковка с приманкой внутри», — вспоминает она. Поскольку eBay в «диспутах» часто встает на сторону покупателя, многие продавцы закладывают риски возврата в цену товаров, но Мария пока не считает нужным это делать.
Сейчас она размещает свои товары только на американской площадке. Со временем планирует создать аккаунты и на региональных версиях, ведь помимо основного сайта ebay.com у торговой платформы есть локальные площадки в Европе, Канаде и Австралии. На региональных площадках используется локальный язык и валюта, а поисковая система сначала отображает местные предложения. Поэтому, чтобы находиться на верхних позициях выдачи в любой стране, лучше иметь магазин на каждом из доменов. Еще в планах — начать использовать рекламные инструменты eBay и расширить ассортимент. «Кроме приманок мы хотим продавать спиннинги и разные аксессуары. Недавно выложили наши фирменные футболки, несколько штук уже купили», — комментирует она.
Прошлым летом Мария открыла офлайн-магазин специально для жителей Костромы. «Чтобы люди могли зайти и потрогать все руками, у нас это любят», — говорит Мария. Начала вести группу в социальной сети ВКонтакте. Продажи на новых площадках пока небольшие, все-таки 80–90% от общего объема продаж приходится на eBay, а средний чек на глобальной площадке в несколько раз превышает чек в офлайн-магазине и составляет около 40 долларов. Поэтому приоритетом Мария считает работу с маркетплейсом.
Новичкам Мария советует быть готовыми в первое время очень много работать: выкладывать фото и описания товаров, общаться с потенциальными покупателями, осваивать инструменты работы с площадкой. А еще — учитывать, что регистрация юридического лица и проверка документов платежной системой PayPal занимают несколько недель: «От возникновения идеи до первой продажи может пройти какое-то время. Но это того стоит».